вторник, 31 июля 2012 г.

действия населения при пожарахвзрывах авариях






ПолитЭкономика - Стоп-кран

Кому мешают инновации?

Кому мешают инновации? Госпожнадзор и МЧС ставят подножки высококонкурентному бизнесу Редкую неделю средства массовой информации не сообщают о произошедших в разных уголках нашей страны пожарах, взрывах, серьезных авариях в шахтах, на предприятиях, в организациях, школах и пансионатах, жилых домах. Вспомним хотя бы одну из последних трагедий, произошедшую в Тульской области в Чернском доме-интернате для престарелых и инвалидов, которая унесла жизни более 30 человек. Выжившие получили ожоги верхних дыхательных путей. После этого повлекшего человеческие жертвы пожара областная прокуратура провела проверку исполнения законодательства о пожарной безопасности во всех специализированных социальных и медицинских учреждениях региона. Выяснилось, что трагедия может произойти практически в каждом из них. Ситуацию можно было бы кардинально исправить, если бы отвечающие за безопасность населения федеральные органы исполнительной власти закупали достаточное количество средств индивидуальной защиты и обеспечивали ими хотя бы дома престарелых, а также учебные и дошкольные заведения. Однако этого не происходит деньги, выделяемые по этой статье, уходят на другие нужды. Более того, разработанному и производимому в России инновационному и высококонкурентоспособному на мировом рынке средству защиты населения, организации, отвечающие за противопожарную безопасность населения, ставят препоны. О сложившемся положении дел и о том, как разрешить ситуацию, ПЭ рассказывает академик РАН Борис Мясоедов. Все чаще техногенные и природные катастрофы уносят жизни десятков и сотен людей. Уверен, что в большинстве случаев многочисленных жертв можно было бы избежать или свести их к минимуму, если бы не традиционная российская беспечность и надежда на авось . В частности, вызывает острую тревогу то, насколько слабо обеспечены наши сограждане средствами, помогающими выжить в критических ситуациях. Напомню, что в Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу одним из важнейших требований является снабжение населения портативными средствами индивидуальной защиты органов дыхания для снижения риска химических и биологических поражений при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических проявлениях. Если заглянуть в недавнее прошлое, то на рубеже XXI века в России портативные средства индивидуальной защиты органов дыхания для населения, проще говоря самоспасатели, отсутствовали. Существовавшие промышленные мощности выпускали только сложные противогазы для военных или производственных целей. Российская частная компания ООО Эпицентр маркет нашла возможность привлечь к разработке портативных самоспасателей ведущих ученых, в том числе академиков РАН, организовала лабораторно-испытательный центр. С нуля было создано специальное производство. В итоге при содействии опытных специалистов удалось разработать, а в дальнейшем неоднократно модернизировать инновационное портативное средство индивидуальной защиты органов дыхания самоспасатель фильтрующего типа капюшон защитный Феникс . Это изделие является эвакуационным и предназначено для обеспечения выхода людей из опасной зоны. Оно защищает органы дыхания, глаза и головы людей, оказавшихся в очагах химического заражения, а также при пожарах. Самоспасателем, что особенно важно, могут воспользоваться те, кто не имеет специальной подготовки: сотрудники различных учреждений и учебных заведений, рабочие и служащие предприятий, производство которых не отнесено к числу опасных. Феникс сертифицирован на соответствие требованиям российского законодательства. Сертификационные органы Европейского союза уже подтвердили качество нового российского изделия. На него получен европейский сертификат безопасности и присвоена маркировка СЕ . Государственные органы США, стремясь, так же как и в России, существенно повысить уровень защиты своего населения, выбрали российский инновационный портативный самоспасатель для адаптации его под свои национальные требования. Недавно от них получен грант на эти цели. Научным руководителем этого проекта назначен автор этих строк. Более того, наше средство защиты подтвердило свои свойства на практике. С его помощью из горящих зданий уже неоднократно спасались люди. Например, только в одном столичном округе в текущем году официально зарегистрировано 12 человек, оставшихся в живых и не получивших серьезных травм благодаря его использованию. Однако несмотря на то что ныне обеспеченность населения самоспасателями составляет не более 1%, руководители Государственного пожарного надзора МЧС России (Госпожнадзор) и Федерального государственного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГУ ВНИИПО) активно препятствуют его внедрению. В отношении госзакупок сложилась прямо-таки парадоксальная ситуация. Хотя портативный самоспасатель по всем показателям допущен на российский рынок, давно и широко продается, в том числе и в специализированных магазинах, органами Госпожнадзора выстроена целая система прямых и косвенных ограничений, чтобы не пустить Феникс на государственные конкурсы и торги. Руководители и некоторые должностные лица пожарных ведомств и служб неоднократно направляли письма-разъяснения государственным заказчикам и в частные компании, информируя о том, что подобные средства защиты для граждан должны в обязательном порядке соответствовать требованиям норм пожарной безопасности НПБ-302-2001. Однако сам этот нормативный документ не соответствует национальным стандартам и является технически безграмотным. Исполнить его требования в полной мере попросту невозможно. Любопытно, что в письмах также давались прямые указания, какие именно самоспасатели и каких компаний-изготовителей должны закупать потребители. Думаю, не надо разъяснять, что подобные рекомендации являются прямым нарушением законодательства. При этом в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации 1013 от 13.08.1997 г. (в редакции от 28.12.2006 г.) все предложенные пожарными изделия подлежат обязательной сертификации в системе ГОСТ Р. Однако они сертификатов не имеют, следовательно распространяются незаконно. Использование подобных средств защиты может в конце концов привести к непоправимому ущербу для жизни и здоровья пользователей. Другой формой противодействия внедрению инновационных самоспасателей является манипулирование системой сертификации в области пожарной безопасности. С подачи Госпожнадзора на государственных конкурсах и торгах выдвигаются требования об обязательном наличии пожарного сертификата. Так, изготовитель Феникса в течение 2х лет неоднократно представлял изделие на добровольную сертификацию в области пожарной безопасности. Но уполномоченный орган, подтвердив, что испытания прошли успешно и принято решение выдать сертификат, так его и не выдал. Причем без объяснения причин. Такие действия Госпожнадзора приводят к реальному снижению уровня безопасности граждан России в условиях чрезвычайных ситуаций. И эти действия можно квалифицировать как нарушение единого торгового пространства, создание неконкурентных условий. Вместо современного надежного самоспасателя граждане России, включая детей школьного возраста, за государственные средства получают устаревшие и громоздкие изделия, в принципе неспособные обеспечить заявленные изготовителем характеристики и свойства. Есть у этой странной истории и финансово-экономическая сторона. Ценовые предложения на конкурсах поставщиками портативного самоспасателя были снижены на 25 35% от максимальной цены контракта и по этому критерию занимали первые места. Но за последние полтора года в большинстве случаев конкурсные заявки поставщика Феникса отклонены от рассмотрения ввиду отсутствия пожарного сертификата. По этой причине преднамеренно отказано в участии в 16 конкурсах с общей суммой государственных контрактов на более чем 158 млн рублей. Заметим, что во всех указанных конкурсах выбиралась продукция только одного поставщика. Анализ показывает, что обеспечение равных конкурсных условий позволило бы сэкономить государственному бюджету до 50 млн рублей. Создание искусственных барьеров, препятствующих внедрению инновационных средств защиты, крайне негативно влияет на процессы привлечения новых разработчиков современных изделий. Стоит отметить, что это снижает и уровень научных разработок, и качество подготовки научно-инженерных кадров, вселяет неуверенность в пользе инновационных технологий. Понятно, что подобная ситуация недопустима и нуждается в срочной корректировке. В том числе и с помощью государства. Ведь в конце концов защита граждан это его прямая обязанность. ПЭ

ПолитЭкономика 2012

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий